Украинские школы должны сформировать внутреннюю систему обеспечения качества образования.

Под внутренней системой подразумевается совокупность условий, процедур и мероприятий в школе, обеспечивающих эффективность образовательных и управленческих процессов, которые непосредственно влияют на качество результатов обучения учеников, обеспечивают формирование их ключевых компетенций, а также способствуют всестороннему развитию личности учеников.

Планируется, что существование внутренней системы предоставит школам возможность повышать качество образовательных услуг, создавать условия обучения и труда, получать постоянную обратную связь от участников образовательного процесса относительно качества образования, принимать обоснованные управленческие решения, направленные на повышение качества образования и образовательной деятельности и т. п.

В Министерстве образования отмечают, что система качественного образования в школе должна иметь не только внешние стимулы, в частности, ЗНО, институциональный аудит, аттестация и сертификация педагогических работников и т.п., но и внутренние инструменты.

Методические рекомендации предусматривают, что процессы обучения и управления школой могут качественно совершенствоваться самой школой.

Для этого школе необходимо иметь стратегию обеспечения качества образования, необходимые ресурсы для организации обучения, инклюзивную образовательную среду, прозрачную систему оценивания учеников, педагогов и директора, механизмы обеспечения академической добропорядочности, а также современную информационную систему управления школой.

«Важно также развивать партнерство учеников и учителей, обеспечивать равенство и противодействовать буллингу (травле), помогать ученикам реализовать индивидуальную образовательную траекторию, создавать для учителей условия для профессионального роста», – отмечают в Минобразования.

Кроме того, школа может определять и внедрять другие ориентиры, учитывая особенности ее деятельности и потребности участников образовательного процесса. В то же время важно понимание, восприятие и совместная реализация таких ориентиров учителями, учениками и их родителями.

«Также в школе целесообразно проводить самооценивание и измерять качество образования. Для этого школа может разработать свои критерии и индикаторы или воспользоваться системой оценивания, которая применяется во время институционального аудита», – подчеркнули в МОН.